Проект "Эксперименты со звуками"

Тип проекта: творческий

Продолжительность проекта: 11.09 по 15.09 (2016 г.)

Участники проекта: дети подготовительных групп, музыкальный руководитель, воспитатели

Цель проекта: познакомить детей с принципами образования и улавливания звука в режиме собственных исследований, воспитание интереса к звучащему миру

Задачи проекта: 
- исследование звукообразования при помощи различных бытовых предметов
- развитие инициативности детей в процессе экспериментирования, произвольности и креативности 
- развитие наблюдательности

Формы реализации: НОД, досуговое мероприятие

Возраст: 6-7 лет

Предполагаемый результат: в процессе экспериментальной деятельности дети смогут понять причины возникновения звука, смогут творчески продолжить экспериментирование со звуком в свободной деятельности в группе и дома. 

Проект состоит из двух частей - занятия по ознакомлению с окружающим миром, которое проводит воспитатель и музыкального досугового мероприятия, которое организует музыкальный руководитель.



I часть проекта:

1. Беседа воспитателя с детьми:

- Слышали ли вы, как про кого-то говорят "У него ушки на макушке"?
- Где у человека расположена макушка?
- Где у человека расположены уши?
- Кого же имели в виду, употребляя такое выражение? 
Воспитатель показывает детям изображение насторожившихся зверей и спрашивает:
- Кто изображен на картинках?
- Чем похожи все эти звери? (ответы детей)
- Значит про человека. который к чему-то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.
Воспитатель предлагает детям сравнить размер ушей зверей и людей и продолжает беседу:
- Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?
- В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?
- Что ответил Красной Шапочке Волк?
Воспитатель предлагает детям выяснить, зачем зверям такие большие уши.
2. Воспитатель отходит дальше от детей и что-то говорит тихим шепотом. Дети должны попытаться услышать сказанное, но не сходить с места и не приближаться к воспитателю. Если дети не могут услышать, что говорит воспитатель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий пожилой человек. (Дети могут приложить руку к уху, тем самым сделать ухо больше).
Воспитатель предлагает детям выяснить, почему же лучше слышно, если ухо большое.
3. Дети подходят к столу, на котором стоит тазик, две одинаковые бутылки с узким горлышком, лейка по типу душа и воронка. воспитатель продолжает беседу:
- Видели ли вы, как летом собирают дождевую воду?
- Зачем она нужна? (Воспитатель ставит в таз одну бутылку и начинает наливать в нее воду из лейки).
- Сколько воды набралось в бутылку?
- Что нужно сделать для того, чтобы воды набралось больше?
После обсуждения приходим к выводу, что в бутылку нужно поставить воронку.
Затем воспитатель раздает каждому ребенку по одной воронке, сделанной из листа ватмана, и предлагает самим догадаться, как ее использовать, чтобы сказанные шепотом слова педагога можно было отчетливо услышать.
- Что нужно сделать. чтобы лучше слышать?
дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается вывод, что стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, что зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. такое слышание спасает их от опасности.
Материал I части взят из методического пособия для воспитателей: 
Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй мир! - М.: Балланс, 2002.


II часть проекта: 


Музыкальный руководитель встречает детей в музыкальном зале, в котором на столах приготовлены различные предметы для экспериментов.

- Сегодня мы с вами будем проводить различные эксперименты со звуками. Скажите, какие бывают звуки? (тихие, громкие, ласковые, пугающие, высокие, низкие и т.д.) Мир  наполнен  самыми разнообразными  звуками:  тиканье  часов  и  гул  моторов, шелест  листьев и завывание ветра,  пение  птиц  и  голоса  людей.  Звуки - наши неизменные  спутники. Они по-разному  воздействуют  на нас:  радуют  и  раздражают,  успокаивают  или пугают.

- Какие музыкальные инструменты вы знаете? 
- Все музыкальные инструменты можно поделить на несколько групп:
1. Инструменты, в которые бьют или трясут: бубен, барабан, металлофон, ксилофон, фортепиано (инструменты разложены на отдельном столе, продемонстрировать звучание каждого инструмента, предложить нескольким детям поиграть на инструментах).
2. Инструменты, в которые дуют: дудочка, труба, губная гармошка.
3. Инструменты, которые щиплют за струны или водят по ним смычком: скрипка, гитара, гусли, балалайка, арфа.
Проделав следующие  эксперименты, мы поймем, как звучат музыкальные инструменты, почему они производят звуки разной высоты.                                                                                                                  
Эксперимент первый - линейка. Возьмем длинную  металлическую  линейку. Один  конец линейки плотно прижмем к столу, а другой конец подергаем. Чем короче свисающий конец линейки, чем звук выше. Чем длиннее – звук ниже. Для эксперимента подойдет любая линейка, но металлическая линейка издает более выразительный звук. (Предложить нескольким детям проделать эксперимент).
Эксперимент второй – веревка. Привяжем к ручке запертой двери веревку. Изо всех сил натянем короткий отрезок веревки и дернем его как струну. (Пригласить несколько детей для эксперимента).Потом изо всех сил натянем длинный отрезок и дернем его как струну. (Для эксперимента можно использовать проволоку или тонкий шнур). У короткого отрезка звук выше, у длинного - ниже. 
Посмотрите на гусли. У этого музыкального инструмента струны разной длинны. Как будет звучать длинная струна, как вы думаете? (Низко). А короткая струна? (Высоко). (Предложить одному ребенку извлечь звуки на гуслях).
Эксперимент третий - резинка. Для эксперимента возьмем канцелярскую резинку, какими обматывают пачки денег в банке. Если натянуть резинку и дернуть ее как струну, мы услышим звук. Причем, если резинку натягивать с разной силой, будут получаться разные звуки. Слабо натянутая резинка издаст низкий звук, сильно натянутая – высокий. (Будьте осторожны, резинки часто рвутся и могут ударить или напугать ребенка, предупредите детей об этом).
Теперь возьмем игрушечную гитару. Зажимая пальцем струну в разных местах, мы услышим разные звуки. Чем короче становится струна, тем выше она звучит. Кроме того, на звучание струны влияет то, как она натянута. Струна одной и той же длинны будет звучать по-разному: слабо натянутая струна звучит ниже, сильно натянутая – выше.  
При помощи линейки, веревки и резинки мы попытались разобраться, как устроены струнные инструменты. Теперь давайте поговорим об инструментах, в которые бьют.
Эксперимент четвертый  – банка. Для эксперимента нам понадобится обычная стеклянная банка среднего размера и чайная ложка или карандаш. Сначала постучим по краю пустой банки. Затем попробуем пропеть услышанный звук. (Предложить детям пропеть услышанный звук). Медленно нальем воду в банку, продолжая постукивать и прислушиваться, как меняется звук. С наполнением банки звук будет понижаться. (Эксперимент могут выполнять двое детей, один ребенок наливает воду, другой стучит по банке).


Взяв несколько банок или стеклянных стаканов  с разным количеством воды, можно сыграть на них мелодию, извлекая звуки разной высоты. (Воду в стаканы налить заранее. Сыграть детям «Каравай», или любую другую знакомую мелодию, которую нужно угадать).
Подобно тому, как меняется звук в банке с водой, устроен, к примеру, металлофон и ксилофон. Мы знаем, что все пластинки у металлофона и ксилофона разной длинны. Самая длинная пластинка издает низкий звук. Чем пластинка короче, тем выше звук. Дети, вы помните, чем отличаются металлофон от ксилофона? (У металлофона металлические пластинки, звук звонкий, у ксилофона деревянные пластинки, звук глухой, мягкий).
Теперь поговорим об инструментах, в которые надо дуть.
Эксперимент пятый – бутылка. Для эксперимента можно взять любую бутылку с узким горлышком. Причем бутылка может быть как стеклянной, так и пластиковой, на звук это не влияет, лучше, если это будет бутылка побольше. Сначала подуем поверх горлышка пустой бутылки (для детей этот эксперимент самый сложный). Мы услышите довольно громкий низкий звук. Затем нальем в бутылку немного воды и подуем снова. Удивительно, чем больше в бутылке воды, тем выше звук! Экспериментируя с водой было наоборот. На этот раз звук важно не количество воды, а сколько в бутылке воздуха. Чем больше в бутылке воды, тем меньше воздуха, тем выше звук!
Эксперимент шестой – поющий бокал. Для эксперимента возьмем большой стеклянный бокал, чем больше, тем лучше. Нужно взять одной рукой  бокал  за  ножку, другой  рукой  слегка  намочив водой  палец,  водить по  краю  бокала.  Что вы слышите? «Поющий» звук. Наливая воду в бокал, звук будет понижаться, выливая воду – повышаться. (Дети проводят эксперимент с бокалом). На что похож звук «поющего» бокала? (Завывание ветра за окном, гудение в трубе). Показать другой способ извлечения звука, водить пальцем прерывистыми движениями, таким образом, чтобы звуки напоминали скрип снега.  


Музыка на стеклянных бокалах – очень интересное необычное зрелище. На бокалах можно сыграть все, что угодно. В завершении мероприятия можно организовать просмотр видео игры на поющих бокалах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий